Градостроительный опыт внедрения велоинфраструктуры в городах России
https://doi.org/10.22227/2311-1518.2025.1.30-38
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию градостроительного опыта внедрения велоинфраструктуры в городах России как важного элемента создания благоприятных условий среды жизнедеятельности для развития человека в современном городе. Исследование основано на анализе документов стратегического, территориального и транспортного планирования шести крупных российских городов (Иркутск, Сочи, Ярославль, Белгород, Калуга, Тверь), представляющих перспективные центры экономического роста. Целью работы является разработка классификации подходов органов местного самоуправления к развитию велоинфраструктуры и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) в отраслевых документах стратегического планирования. Анализируются три ключевые функции велоинфраструктуры: транспортная, рекреационная и спортивная. Исследование подтвердило схожесть подходов к планированию велоинфраструктуры в разных городах страны с учетом корректировок, обусловленных различиями в природно-климатических условиях.Методология включает анализ документов стратегического планирования, генеральных планов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД), а также местных нормативов градостроительного проектирования. В итоге созданы оценочные «паспорта» для каждого города с характеристикой документов в аспекте развития велоинфраструктуры и выявлен ряд особенностей в подходах к формированию положений о велоинфраструктуре в стратегических документах. Результаты исследования показывают, что наиболее полные и конкретные предложения по развитию велоинфраструктуры содержатся в Генеральных планах и локальных нормативах градостроительного проектирования, в то время как описание существующей велоинфраструктуры детально представлено в программах развития транспортной инфраструктуры. Таким образом, работа подчеркивает необходимость системного подхода к планированию велоинфраструктуры, учитывая транспортную функцию, рекреационные и спортивные аспекты. Выводы работы способствуют более эффективному развитию велоинфраструктуры в российских городах и могут быть использованы при разработке будущих стратегий развития транспортной системы, направленных на улучшение условий для развития человека в городской среде.
Об авторах
Д. А. ДьяченкоРоссия
Дмитрий Александрович Дьяченко — инженер 2-й категории Транспортно-инженерного центра
125047, г. Москва, 2-я Брестская ул., д. 2/14
РИНЦ AuthorID: 1245043
А. В. Попов
Россия
Алексей Владимирович Попов — доктор архитектуры, профессор, институт архитектуры и градостроительства
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
РИНЦ AuthorID: 636234
Список литературы
1. Третьякова Е.А., Миролюбова Т.В., Мыслякова Ю.Г., Шамова Е.А.Методический подход к комплексной оценке устойчивого развития региона в условии экологизации экономики // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т. 17. № 4. С. 651–669. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.4.029
2. Астафьев С.А., Астафьева П.С. Влияние средств индивидуальной мобильности на повышение комфортности городской среды // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 1. С. 70–82. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-1-70-82. EDN DHEPVY.
3. Макаров А.Д., Седова А.В. Развитие велоспорта и строительство спортивных объектов как драйвер развития велоинфраструктуры города : сб. мат. XXXIII Республиканской выставки-сессии студенческих инновационных проектов. 2022. С. 221–228. EDN ENYKWN.
4. Tsenkova S., Mahalek D. The impact of planning policies on bicycle-transit integration in Calgary // Urban, Planning and Transport Research. 2014. Т. 2. № 1. С. 126–146. DOI: 10.1080/21650020.2014.906910
5. Litman T.A. Pedestrian and bicycle planning: a guide to best practices. Victoria Transport Policy Institute (BC), 2000.
6. Pucher John, Ralph Buehler. Cycling towards a more sustainable transport future // Transport reviews. 2017. No. 37 (6). Рр. 689–694. DOI: 10.1080/01441647.2017.1340234
7. Buehler Ralph, John Pucher. Cycling for sustainable cities. MIT Press, 2021.
8. National Cycling Development Strategy of the Czech Republic. URL: https:// kramerius5.nkp.cz/
9. Лептюхова О.Ю., Уткина М.А. Методика оценки эколого-экономического эффекта от использования низкоскоростных индивидуальных транспортных средств, на примере г. Серпухов // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2019. № 3. С. 81–90. DOI: 10.21869/23-11-1518-2019-27-3-81-90. EDN ZAXNOV.
10. Трофименко Ю.В., Сова А.Н., Буренин В.В. О развитии велосипедного транспорта и транспортной велоинфраструктуры в городе Москве // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2013. № 4. С. 98–102. EDN RKPDRR.
11. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022). URL: https://admirk.ru/projects/element/142720/
12. Стратегия социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года. URL: https://admirk.ru/projects/element/142720/
13. Генеральный план муниципального образования город Иркутск. URL: https://admirk.ru/sectors/stroitelstvo/generalnyy-plan-goroda/
14. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Иркутска на 2016–2030 годы. URL: https://admirk.ru/authority/documents/element/100892/
15. Концепция пространственного развития города Иркутска. URL: https://admirk.ru/upload/iblock/0fe/0fe9503def689ae2d9d139e9ad735538.pdf
16. Развитие транспортной системы : Муниципальная программа. URL: https://admirk.ru/authority/municipal_programs/element/100557/
17. Доржиева В.В., Ильина С.А. Оценка состояния содержательной сопряженности документов стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности в рамках целеполагания (на примере Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации) // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 5. DOI: 10.15862/67ECVN519
18. Борщевский Г.А. Оценка документов стратегического планирования на Дальнем Востоке // Управленческое консультирование. 2023. № 12 (180). С 50–63. DOI: 10.22394/1726-1139-2023-12-50-63
19. Бударова В.А., Халилов И.К. Анализ пространственного развития территории в условиях крайнего севера : сб. ст. II Нац. науч.-практ. конф. УГГУ. 2020. С. 253.EDN OBJQWR.
Рецензия
Для цитирования:
Дьяченко ДА, Попов АВ. Градостроительный опыт внедрения велоинфраструктуры в городах России. Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2025;(1(49)):30-38. https://doi.org/10.22227/2311-1518.2025.1.30-38