«Биосферная совместимость: человек, регион, технологии» - журнал, на страницах которого публикуются научные статьи по результатам междисциплинарных исследований по проблеме формирования социально-экономических и гуманитарных механизмов прогрессивного гармоничного развития людей, технологий, Биосферы регионов.
Тематика журнала охватывает все направления деятельности человека. Журнал будет креативным по своей направленности, т.е. на его страницах обсуждаются не проблемы, а пути их решения. Тем не менее, журнал не всеяден, существенное ограничение – разработка парадигмы жизни на планете на принципах биосферной совместимости развития человека, что означает, что надо жить по природной гармонии.
Журнал предназначен проектировщиков и специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительных технологий, аспирантов и преподавателей и студентов строительных вузов.
Включен в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
2.1.4. Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов (технические науки),
2.1.7. Технология и организация строительства (технические науки),
2.1.10. Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (технические науки),
2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (технические науки),
2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (архитектура),
2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (технические науки),
2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (архитектура).
Текущий выпуск
Вопросы теории биосферной совместимости городов и поселений
Статья рассматривает эволюцию взаимоотношений между человеком и биосферой, начиная с самых ранних человеческих сообществ и заканчивая современным постиндустриальным обществом. Цель исследования: выявление особенностей взаимодействия человеческих обществ с природой в тот или иной период времени в разных регионах земли и в разных культурных контекстах. Методологический подход: сравнительный анализ, основанный на выделении типов культур по специфике природопользования и способу отношения к миру. Последний подход позволяет сопоставить различные философско-этические концепции, религиозные системы, влияющие на массовое сознание и формирующие отношение к миру, природе и практике природопользования. Метод исследования: анализ документов с акцентом на изучение исторических источников, научной и художественной литературы разных эпох. Результаты исследования: выявление исторических периодов, когда господствовали гармоничные отношения человека и природы, и периодов, связанных с разрушением природы. Автор дает типологию культур: одну в исторической диахронии, основанную на критерии «использование природных богатств», и другую — в исторической синхронии, основанную на критерии «способ отношения к миру». В рамках диахронической типологии характеризуются культуры первобытного общества, первых цивилизаций, индустриального и постиндустриального обществ, последовательно сменяющих друг друга. В рамках синхронической типологии сравниваются восточные и западные культуры по восприятию природы, принятию этики «бытия» или этики «обладания». Отмечается, что на территориях, где господствует этика «обладания», биосфера подверглась более значительной деградации, грозящей глубоким кризисом. Проведенное исследование приводит к постановке вопроса «Есть ли выход из создавшейся тревожной ситуации»? Автор высказывает некоторые идеи по решению экологических проблем и делает вывод, что ценности природы восточных культур при их активном распространении и внедрении в сознание людей могут стать важным фактором, способствующим формированию новых, более гармоничных отношений между человеком, обществом и биосферой. В целом статья носит обзорный характер.
Проблемы и программы развития регионов
В статье продолжается исследование проблем негативного антропогенного воздействия на биосферные ресурсы природных комплексов в регионах Нижней Волги и Дона. Раскрыты последствия, которые несет собой нерегулируемая застройка природных пойменных территорий в крупнейших городах Южного федерального округа: Волгограде и Ростове-на-Дону. В статье рассматриваются градостроительные риски стремительного массового гражданского строительства на прибрежных, в том числе пойменных, территориях, а также на речных островах, которые имеют большую значимость как природно-экологический, так и пространственно-территориальный и рекреационный ресурс.
Города, развивающие человека
Статья посвящена проблеме освоения прибрежных территорий малых рек в структуре крупных городов Российской Федерации. Рассматриваемая проблема прибрежных территорий малых рек лежит в области фактического отсутствия хозяйственно-экономической деятельности, что приводит к возникновению целого ряда рисков, связанных с качеством городской среды. Обеспечение градостроительной безопасности прибрежных территорий представляет собой актуальную задачу эффективной реализации комплекса экологических, экономических, социальных функций, которыми они обладают. Целью исследования явилась разработка научно-обоснованного подхода к оценке градостроительного потенциала таких территорий на основании принципа биосферной совместимости для обеспечения их градостроительной безопасности, в основе которой лежит анализ прибрежных территорий по четырем группам факторов с последующей оценкой их градостроительного потенциала относительно предложенных сценариев развития, что позволяет выбрать оптимальный вариант с учетом местного контекста и ограничений. Предложенный в статье подход апробирован авторами на примере трех участков малой реки Темерник в г. Ростове-на-Дону, что подтвердило практическую применимость методики и ее эффективность при переходе от точечных преобразований к системному градостроительному планированию и проектированию. Результаты работы позволяют осуществлять рациональное использование территориальных ресурсов, повышать индекс качества городской среды и способствовать устойчивому развитию городов за счет интеграции прибрежных территорий малых рек в их планировочную структуру.
Градоустройство и архитектура
Развитие Иссык-Кульской области на основе индустрии туризма принято программой социально-экономического развития Кыргызской Республики. При этом сохранение экосистемы озера Иссык-Куль как объекта охраны должно стать основной парадигмой при разработке градостроительных решений. Как показывают исследования, одним из основных источников загрязнения окружающей среды поселений и рекреационных территорий служит автотранспорт (АТ). Рациональная улично- дорожная система городов и сельских поселений позволит не только обеспечить связность территорий, но и сократить негативные выбросы в окружающую среду, что в условиях природоохранного статуса озера Иссык-Куль имеет первостепенное значение и определяет актуальность поиска решения градостроительной реконструкции дороги республиканского значения города Чолпон-Ата.
Цель исследования — разработать метод выбора наиболее целесообразного сценария реконструкции дороги республиканского значения.
Задачи — проанализировать существующую ситуацию; определить наиболее значимые факторы; собрать необходимые данные для реализации метода; определить наиболее целесообразный сценарий градостроительной реконструкции центральной дороги г. Чолпон-Ата.
Материалы и методы исследования. В работе использованы данные открытых источников. Решение базировалось на системном подходе с использованием метода анализа иерархий (МАИ), который позволяет выбрать из множества доступных альтернатив наиболее целесообразную альтернативу.
Полученные результаты. Обоснована целесообразность размещения дороги республиканского значения, проходящей через курортный город Чолпон-Ата, за границы его территории. Предложена концептуальная модель дорожно-транспортной си- стемы города, позволяющая: организовать непрерывное движение транспорта; снизить затраты времени на передвижение грузового транзитного и легкового автотранспорта; уменьшить аварийность движения по главной улице курортного города; освободить территорию для движения общественного транспорта; существенно уменьшить загрязнение окружающей среды; сделать центр города привлекательным и комфортным для туристов, удобным для жителей.
Выводы. Полученные результаты показывают целесообразность использования метода анализа иерархий для оценки градостроительных решений. Данный метод в перспективе может быть распространен на другие курортные города Иссык-Куля, что позволит создать «Золотое Кольцо» скоростного движения, направленное на развитие туризма, снижающее негативное воздействие на экосистему региона.
В статье рассматривается разработка оценки территории субъекта РФ для развития туристско-рекреационного комплекса с учетом сложившейся климатической ситуацией. В рамках этого изучены существующие модели методики оценки туристско-рекреационного потенциала. Разрозненный характер приведенных методик и отсутствие единого инструментария оценки территории субъекта РФ с учетом изменения климата приводит к необходимости системно решать задачу, поэтому предлагается адаптировать методику комплексной оценки территории и подобрать факторы для туристско-рекреационного комплекса субъекта РФ с учетом климатических изменений. Системный подход раскрывает совокупность элементов (подсистем) системы управления, элементы оценки содержат подэлементы для более детальной оценки, а список оценочных критериев варьируется в зависимости от конкретных местных условий анализируемой территории. В настоящее время учет климатических факторов при оценке территории городов и муниципальных образований имеет решающее значение для принятия обоснованных решений, направленных на защиту населения, окружающей среды и экономики от негативных последствий изменения климата. На основе анализа данных в геоинформационной системе QGIS выполнена комплексная оценка территории Ростовской области, где каждый фактор оценивается в пределах от 0 до 1. Результатом являются тематические карты, разделенные на подсистемы. Исходные данные после преобразования в ГИС-проекте принимают вид электронных карт, поэтому становится возможным сравнивать муниципальные образования и города внутри региона. После этого сформирован комплекс мероприятий для адаптации к изменениям климата.
Статья посвящена разработке теоретико-методического инструментария обеспечения устойчивого развития территории, создаваемого путем внедрения климатических рисков в критерии комплексной оценки территории. Второй основной задачей в исследовании являлась взаимоувязка оптимизации функционального зонирования на уровне субъект РФ и климатических рисков, а также попытка разработать базис информационной модели для осуществления долгосрочного стратегического планирования. В рамках планов адаптации, разрабатываемых субъектами РФ, определяются основные риски, связанные с уязвимостью территорий, и мероприятия по снижению их вероятности, но конкретизации о степени их влияния на регион как на пространственную систему нет. Установлены взаимосвязи между секторами экономики и функциональными зонами с точки зрения их уязвимости и подверженности климатическим рискам и угрозам. Определены факторы комплексной оценки территории для сельскохозяйственного комплекса. Отдельное внимание уделено подбору источников информации для проведения оценки, так как факторы изначально носят разнородный характер. Адаптированная методика комплексной оценки территории позволяет связывать и учитывать информацию различного характера в единой системе. В территориальном планировании применение имитационных и информационных моделей используется достаточно давно, однако климатические риски как фактор комплексной оценки внедряются впервые. С помощью геоинформационных систем построены электронные карты и демонстрируется комплексная оценка территории Ростовской области. Также приведена методика расчета функциональной приоритетности и продемонстрированы карты функциональной приоритетности для сельскохозяйственного комплекса Ростовской области до проведения мероприятий по снижению экологических рисков и после. Стоит отметить, что разработанный инструментарий является адаптируемым и гибким, универсальным для применения в регионах со схожими биоэкосистемами.
Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства
В условиях урбанизации и роста населения в мегаполисах уменьшается количество природных поверхностей, ухудшается водный баланс территорий, снижается качество воздуха. Это часто приводит к изменению климатических условий и образованию городских тепловых островов (ГОТ). Исследование направлено на улучшение существующих систем оценки качества тепловой городской среды (ТГС) на основе адаптированной теории климатопов в летний период года для городов с умеренно-континентальным климатом, где ГОТ имеет наиболее сильные последствия для города и жителей, особенно в условиях глобального изменения климата.
Разработан эффективный инструментарий для моделирования и прогнозирования изменений городской среды с позиции оценки качества ТГС, что будет полезно при планировании новых городских территорий и реконструкции существующих.
Канализационные сети являются важнейшей частью систем жизнеобеспечения, обеспечивающих комфортные условия жизни людей и профилактику рисков появления новых и возврата исчезнувших инфекционных болезней. Кроме того, исправные канализационные сети как неотъемлемая часть систем водоотведения позволяют снизить антропогенные нагрузки на окружающую среду.
В связи с большим объемом необходимых строительных мероприятий и требуемых финансовых ресурсов капитальный ремонт и реконструкция трубопроводов систем водоотведения являются постоянной задачей, стоящей перед управляющими компаниями (УК), ответственными за их эксплуатацию.
Остановить процесс повсеместного разрушения сетей возможно только путем внедрения современных технологий ремонта и восстановления, использующих последние достижения в сфере материаловедения и высокопроизводительное оборудование. Однако при разработке планов ремонтно-восстановительных мероприятий следует обязательно учитывать фактор времени.
Ремонт канализационных трубопроводов производится для устранения отдельных локальных повреждений: продольных и поперечных трещин, устранения источников инфильтрации грунтовых вод и эксфильтрации сточных вод, а также ограниченных повреждений стенок трубопровода. При производстве ремонтных работ на канализационных сетях преимущественно используют специальных роботов, короткие полимерные рукава, манжеты из нержавеющей стали, инъектирование.
Монтаж коротких рукавов — это технология, которая широко применяется в мире при ремонте безнапорных трубопроводов систем водоотведения и позволяет устранить локальные повреждения в течение нескольких часов без выполнения затратных земляных работ.
В статье описывается технология монтажа коротких полимерных рукавов, определены повреждения трубопроводов, для устранения которых следует использовать короткие полимерные рукава, а также даны рекомендации по обеспечению качества производства работ.
Исследовано состояние среды примагистральных зон селитебных районов города Брянска, которые подвержены акустическому загрязнению от транспортных потоков. Актуальность исследования состояния акустического режима на этих территориях обусловлена близостью красных линий жилой застройки, наличием пешеходных, рекреационных и общественных пространств, учреждений обслуживания населения. В натурных условиях исследован акустический режим зон длительного и кратковременного отдыха, дана оценка соответствию норм. На примере 29 исследованных рекреационных территорий г. Брянска установлено, что показатели уровня шума превышают нормативный уровень в 55 дБА на 18 из них. Разработаны карты шума, отражающие актуализированное состояние акустического режима исследуемых территорий рекреации. Приведены краткие рекомендации по нормализации сверхнормативного уровня шума территорий средствами его экранирования, применения защитного озеленения примагистральных участков застройки и пешеходных зон. Сформулированы общие требования к планировочным и структурным параметрам шумозащитного озеленения.



