Preview

Биосферная совместимость: человек, регион, технологии

Расширенный поиск

Обоснование сценария реконструкции центральной улицы города Чолпон-Ата

https://doi.org/10.22227/2311-1518.2025.3.40-47

Аннотация

Развитие Иссык-Кульской области на основе индустрии туризма принято программой социально-экономического развития Кыргызской Республики. При этом сохранение экосистемы озера Иссык-Куль как объекта охраны должно стать основной парадигмой при разработке градостроительных решений. Как показывают исследования, одним из основных источников загрязнения окружающей среды поселений и рекреационных территорий служит автотранспорт (АТ). Рациональная улично- дорожная система городов и сельских поселений позволит не только обеспечить связность территорий, но и сократить негативные выбросы в окружающую среду, что в условиях природоохранного статуса озера Иссык-Куль имеет первостепенное значение и определяет актуальность поиска решения градостроительной реконструкции дороги республиканского значения города Чолпон-Ата.

Цель исследования — разработать метод выбора наиболее целесообразного сценария реконструкции дороги республиканского значения.

Задачи — проанализировать существующую ситуацию; определить наиболее значимые факторы; собрать необходимые данные для реализации метода; определить наиболее целесообразный сценарий градостроительной реконструкции центральной дороги г. Чолпон-Ата.

Материалы и методы исследования. В работе использованы данные открытых источников. Решение базировалось на системном подходе с использованием метода анализа иерархий (МАИ), который позволяет выбрать из множества доступных альтернатив наиболее целесообразную альтернативу.

Полученные результаты. Обоснована целесообразность размещения дороги республиканского значения, проходящей через курортный город Чолпон-Ата, за границы его территории. Предложена концептуальная модель дорожно-транспортной си- стемы города, позволяющая: организовать непрерывное движение транспорта; снизить затраты времени на передвижение грузового транзитного и легкового автотранспорта; уменьшить аварийность движения по главной улице курортного города; освободить территорию для движения общественного транспорта; существенно уменьшить загрязнение окружающей среды; сделать центр города привлекательным и комфортным для туристов, удобным для жителей.

Выводы. Полученные результаты показывают целесообразность использования метода анализа иерархий для оценки градостроительных решений. Данный метод в перспективе может быть распространен на другие курортные города Иссык-Куля, что позволит создать «Золотое Кольцо» скоростного движения, направленное на развитие туризма, снижающее негативное воздействие на экосистему региона.

Об авторах

Е. В. Щербина
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

Елена Витальевна Щербина — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры градостроительства

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26

РИНЦ AuthorID: 485908, ResearcherID: Q-6673-2016



А. Сартова
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

Сартова Айдай — аспирантка кафедры градостроительства

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26



Список литературы

1. Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль» : Закон Кыргызской Республики № 115 от 13 августа 2004 г. (в ред. от 23 мая 2023 г. № 105). URL: minjust.gov.kg

2. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы (в ред. от ноября 2018 г.). URL: www.gov.kg

3. GSTC Глобальные стандарты устойчивого развития в сфере путешествий и туризма. URL: https://www. gstcouncil.org/what-is-sustainable-tourism/ (дата обращения: 13.11.2024).

4. Щербина Е.В., Нгуен Т.К. Методические подходы развития туристических территорий с учетом принципов устойчивого развития // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2022. № 6. С. 83–93. DOI: 10.34031/2071-7318-2022-7-6-83-93

5. Щербина Е.В., Данилина Н.В. Градостроительные аспекты проектирования устойчивой городской среды // Вестник ИрГТУ. 2014. № 11 (94). С. 183–186.

6. Harbiankova A., Scherbina E., Budzevich M. Exploring the significance of heritage preservation in enhancing the settlement system resilience // Sustainability. 2023. Vol. 15. No. 21. P. 15251. DOI: 10.3390/su152115251

7. Живица В.В., Привалова Е.Н. Проблемы транспортной инфраструктуры и рекомендации по ее реконструкции в условиях современного города (на примере городов Республики Крым) // Строительство и техногенная безопасность. 2021. № 21 (73). С. 27–36. DOI: 10.37279/2413-1873-2021-21-27-36

8. Радивилова А.Е., Астанин Д.М. Градостроительная экореконструкция района Нижний Посад, г. Вологда. Структурно-функциональный подход // Архитектура, строительство, транспорт. 2022. № 3. С. 6–19.

9. Колесникова Е.В., Музалевская А.А. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха Санкт-Петербурга // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2024. № 1 (53). С. 69–83. DOI: 10.15593/2409-5125/2024.01.05

10. Самохова Н.А. Закономерности распределения автотранспортных выбросов в атмосферном воздухе рекреационных территорий города // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2015. № 4 (12). С. 3–9.

11. Уланова Т.С., Антипьева М.В., Сухих Е.А., Крылов А.А. Анализ мелкодисперсных фракций пыли в ат- мосферном воздухе вблизи транспортных развязок крупного промышленного центра // Вестник Перм- ского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урба- нистика. 2022. № 2 (46). С. 45–54. DOI: 10.15593/2409-5125/2022.02.05

12. Danilina N., Majorzadehzahiri A., Shubenkov M. Analysis of Urban Ecology Framework in Urban Green Spaces and Infrastructure Component // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-94770- 5_12

13. Ветрова Н.М., Бакаева Н.В., Вереха Т.В. Особенности оценки экологической безопасности урбанизи- рованных рекреационных территорий при проектировании объектов транспортного строительства // Экология урбанизированных территорий. 2023. № 1. С. 38–48. DOI: 10.24412/1816-1863-2023-1-38-48

14. Сартова А. Оценка категории улицы советская города Чолпон-Ата : сб. ст. // Междисциплинарные под- ходы в современной науке: вызовы, достижения и перспективы : Междунар. науч.-практ. конф. АМИ, 2024. C. 88–92. URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-642.pdf

15. Черкашин А.К. Математические аспекты реализации метода анализа иерархий // Информационные и математические технологии в науке и управлении. 2020. № 1 (17). С. 5–24.


Рецензия

Для цитирования:


Щербина ЕВ, Сартова А. Обоснование сценария реконструкции центральной улицы города Чолпон-Ата. Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2025;(3(51)):40-47. https://doi.org/10.22227/2311-1518.2025.3.40-47

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-1518 (Print)